Перспектива воздушная и линейная(фронтальная) Часть 1. Тема 15

Перспектива воздушная и линейная и как с ними справиться? Часть1.

Добрый день, друзья!Да-да, я очень часто начинаю приветствие со слова "Друзья" и это не из-за моды, чего бы там ни было ещё, или потому, что я разбрасываюсь такими важными словами. Нет, поверьте, в него я вкладываю всю глубину смысла ;) Ведь все Вы-мои творческие друзья, даже те,с кем мы не знакомы лично, и нам вместе точно по пути в одну вселенную рисования и вдохновения !

Итак, сегодня у нас в рубрике #невредные_советы тема Перспектива. Воздушная и линейная и Ее часть Фронтальная )))Самые боязливые сразу закрыли пост,)))но я призываю тех кто смелый, дочитать до конца и многие страхи по этой теме у Вас точно развеятся. ;)

Сразу скажу-тема обширная и можно рассказывать и показывать различные случаи и вариации бесконечно, ей нужно отводить целый курс, но моей целью стоит разъяснить Вам те основы, которые помогут Вам не потеряться на практике и на городских пленерах.

Безусловно, есть скетчевые техники, где перспективные особенности пренебрегаются, но это отдельное направление. Я же повествую о реализме, в котором собственно и работаю ;)

Начнём

Вообще различных "перспектив" существует много и сферические и тональные и др. Но для рисования нам нужны чаще всего только две: воздушная и линейная. Начну с воздушной.

  •  Чтобы обьяснить легко, представьте туман: те объекты, которые далеко от нас-расплываются и не видны, а те, которые ближе уже обретают чёткие формы. Туман, дождь и снег, а ещё дым и др. это те явления, которые усиливают действие воздушной перспективы , утрируют её.

Смысл состоит в том, что наш глаз устроен таким образом, что мы не можем одинаково хорошо рассмотреть объекты на большом расстоянии и объекты вблизи. Частично мы касались этого вопроса в Теме 5.

Скажу самое важное: акварель-это волшебный инструмент для воздушной перспективы, при работе с ней получить нужный эффект легко. Достаточно самые дальние объекты нарисовать "по-сырому" или цельной заливкой без деталей и все. Воздушная перспектива готова. Также советую развивать ее видение на пленерах, на прогулках. Так как часто, при рисовании с фото, новички забывают о ней, начинают рассматривать все детали, прорисовывать кошек на балконах 25 этажа, и ведь сложно отвлечься )) на четком фото же все видно;)

Но нужно понимать, что в реальности наш глаз не замечает таких нюансов, поэтому отойдите от рисунка и сфокусируйтесь на главном. Установка: максимально прорисовывать только ближние объекты помогает избежать ошибки в воздушной перспективе, что приближает нас на один шаг к реализму !

 

Теперь перейдём к более сложной, но как по мне, так интересной, (если разберёшься, то раз и навсегда) линейной перспективе. Начнём с основ и сегодня мы рассмотрим наиболее простой вариант линейной -фронтальную перспективу, а в следующий раз изучим угловую и сложные случаи линейной)))

бу!

 

Итак, фронтальная. На кубике вверху, а он будет нашим ключом;) вы видите, что смысл фронтальной перспективы в том, что основная плоскость объекта обращена к Вам и находится в плоскости листа.

То есть верхние грани параллельны верхним граням, боковые боковым.

А вот все остальные грани кубика сходятся в одну точку на горизонте. Эта точка-точка схода-наш маяк.

 

Почему вообще есть какая-то точка, спросит тот, кто никогда не задумывался.

 

Потому что,-отвечу я,- все объекты, удаляясь от нас уменьшаются и уменьшаются, в конце концов превращаясь в точку на горизонте. То есть, если наш кубик был бы бесконечным, то его грани тянулись бы до горизонта и превращались в точку. Но он не бесконечный, поэтому мы "отсекаем" его длину вертикальными линиями, тем самым получаем заднюю грань.

 

Самое главное, что следует запомнить во фронтальной перспективе-это то, что 1 объект-1 точка схода. Почему? Потому что основная грань находится, как мы уже выяснили, в плоскости листа и ни к какому горизонту не стремится, а смотрит на нас. И от обратного:То есть, если грань смотрит на нас и линии Её параллельны границам листа, то это фронтальная перспектива.

Строить ее проще и на пленере, когда есть возможность выбора, чтобы упростить себе задачу с построением, Вы заведомо можете выбирать такую точку обзора, где, к примеру, торцевая часть зданий без искажения смотрит на Вас ;) Поэтому, если с кубиком разобрались, дальше будет легче.

А сейчас отвлечемся на линию горизонта. Тему композиции я буду освещать в отдельной теме, но не могу не упомянуть про фокальные точки.

 

Ещё со средних веков существовал принцип золотого сечения, которым пользовались великие художники, упрощенно его можно увидеть, если разделить лист вертикально и горизонтально на три части и на пересечении этих линий появятся те самые фокальные точки.

В этих точках композиционно выгоднее всего располагать главный объект, но сейчас чуть о другом. Нашу линию горизонта нам тоже лучше выбирать около этих линий, около 1/3 листа сверху или снизу. И так как я люблю задавать вопросы и не все принимаю на веру, то и Вам поясню почему. Все просто, как мы обсуждали ранее в других темах, художник вкладывает смысл в свою работу, старается донести мысль до зрителя, о чём-то рассказывает.

 

Если мы разделим лист пополам, то не понятно о чем наш рассказ, поэтому, гораздо выгоднее выбирать что-то одно небо -линия горизонта около нижней трети ( если мы говорим о зданиях городском пейзаже) или землю-линия горизонта у верхней трети(частая композиция для лугов, пейзажей, моря). В данном случае мы рассматриваем перспективу на примере городского пейзажа, поэтому выбираем нижнюю треть.(на фото под кубиком)

Выбрали. Идём дальше.

 

  1. рассмотрим фронтальную перспективу с одной точкой схода. Одна точка схода говорит о том, что все здания расположены вдоль ровной улицы!!  и все их линии (кроме плоскостей смотрящих на нас ;)это мы помним) подчинены этой точке. Что значит подчинены? Выходят лучами из неё. Легко себя проверить: приложить линейку или нитку, зафиксировать один край на точке и вращать будто солнышко и вот все ее лучи будут создавать крыши, основания, окна, машины и т.д.

 

Тут следует помнить два момента:

  1. точку схода вы выбираете произвольно сами. Если рисуете по фото, (для новичков) проверить свой выбор можно, проведя карандашом линию горизонта и продолжить до неё линию крыш, там и будет точка, но это обратный ход, лишь при обучении. Учитесь задавать ее сами и определять визуально.
  2. Второй момент состоит в том, что углы наклона крыш и основания вы выбираете сами.

Сначала про крыши.

Все мы учились в школе, и если очень примитивно,знаем 90 градусов-прямой угол, 30-небольшой угол , 60 -угол больше, но ещё не 90. Почему именно такое дурацкое объяснение, я же инженер ))Потому что так удобнее, эти углы легко запоминаются;). Чем меньше угол линии(ближе к 30), имеется ввиду линия, которая становится крышами, тем больше здания развёрнуты к Вам они стремятся к фронтальной поверхности, а чем угол круче (60 и больше) тем  они меньше к Вам развёрнуты, будто стоят боком.

По сути, эти углы задаются Вами произвольно, они не вычисляются.

В жизни они зависят от многих факторов: от того ближе или дальше к зданию вы находитесь, его высоты, ширины улицы и т.д. Тут нужна практика и наблюдательность.

Если Вы на пленере, сложите из указательного и большого пальца правой и левой руки рамочку, посмотрите куда уходят линии в правую и левую сторону, какая выше (угол больше)и какая ниже(угол меньше).

С линиями, выходящими из точки схода и "крутизной"(углом) этих линий мы разобрались,

 

Теперь перейдём к нижней границе зданий.

 

Тут все также как и вверху, эти линии выходят из точки схода, но есть самый важный момент, который часто упускают, но, который нам поможет в рисовании- это то, что наша линия горизонта условно равна уровню глаз. ;)

Как это отражается на рисунке?

Если нижняя часть здании лежит на линии горизонта, как на нижнем рисунке (на фото слева внизу) то создаётся ощущение, что Вы как фотограф, легли на асфальт с камерой и смотрите на все здания снизу. Верно?

Если перевернуть эту картинку вверх ногами и представить верхнюю границу зданий на линии горизонта, то мы будто стоим на самом верхнем этаже, а вся улица и здания под нами. Это говорит нам о том, что на перспективные линии влияет наше расположение.

Если брать простое условие, что мы идём по улице, то наши глаза где-то на уровне 1 этажа( средний рост человека 160-170см) , поэтому угол нижней части здания будет не очень большой, (10-15 градусов )безусловно не равен горизонта, ведь тогда мы лежим;) но и не большой, иначе будет ощущение парящей точки обзора. Но она иногда имеет место быть, как на рисунке справа вверху. Опять же нужно понимать и владеть знаниями, чтобы применять их правильно.

 

Есть  еще 3 момента, на которые хочу обратить ваше внимание, они под номерами 1,2,3 на верхнем рисунке.

 

  • При одной точке схода в фронтальной перспективе важно, чтобы углы нижних частей правой и левой половины были примерно равны, то есть , если провести от края до края горизонтальную линию параллельную горизонту, (пунктиром на центральном рисунке) они бы лежали на ней.

Это условие не обязательное, но сейчас разберёмся. Так лучше будет ощущаться плоскость, что наша дорога ровная и правая ее часть не выше левой. Безусловно,  в жизни бывает уклон дороги не только горкой вперёд/назад, но и вбок, вот тогда разные углы будут актуальны. Посмотрите на рисунок под ним, там я проиллюстрировала вариант с разными углами, получается, что наша линия горизонта (наши глаза и мы) находимся около второго этажа относительно левых зданий и на уровне первого этажа правых. Образуется горка. Видите, пейзажа нет, но эффект горки создаётся только за счёт перспективных линий. Этими примерами я хочу Вам показать, что важно понимать перспективу, хотя бы для того, чтобы знать "что не так" в готовой работе. Ведь Ваш мозг все равно будет понимать, что что-то не так, но осознанию помогут знания;)

  • Второй момент(цифры 2 на рисунке) мы уже прошли, но остановлюсь на нем ещё раз. При линейной перспективе все линии либо: выходят из точки схода, либо горизонтальны, либо вертикальны . Никаких других вариантов! Поэтому, если здание заканчивается , то его торец обращён к нам и верхняя и нижняя его граница будут параллельны листу. Помним про кубик ;)
  • И третий момент. (Цифры 3)Все объекты здания также подчинены линиям из точки схода.

3. Ну и напоследок, разберём интересный вариант с фронтальной перспективой и несколькими(в данном случае 2-мя) точками схода. Часто в литературе встречается, что у фронтальной перспективы только 1 точка схода.

 

Но это не так, бывают и 2 и 3 и 4 в сложных случаях. Помним правило 1 объект -1 точка схода.

 

Да, они могут совпадать у нескольких объектов, что мы рассмотрели выше, а могут и не совпадать. (Рисунок внизу посередине)

При каких условиях?

В случае, если улица: сужается, расширяется, поворачивает, идёт вниз или вверх. Последние самые сложные варианты и мы рассмотрим их в следующий раз. На нашем примере здания правее развёрнуты по-одному, левые по-другому.

Если Вы на пленере, то определить такой вариант также как и с одноточечный перспективой: соединить линию горизонта и линию крыш у зданий справа и зданий слева. При изменениях ландшафта и улицы., которые я перечислила, точки совпадать не будут.

В нашем варианте улица сужается и линии из наших точек пересекаются.

Чем больше пересечения( точка схода для правой стороны в левой части, а для левой в правой) тем больше сужение. В таком случае следует помнить, что сохраняются все правила, описанные выше, ничего нового, только нужно не забывать, что правая часть подчиняется своей точке схода и все линии выходят из неё. А левая своей.;) 

Самое главное-это то, что

ВСЕ ТОЧКИ СХОДА (сколько бы их ни было) находятся на ЛИНИИ ГОРИЗОНТА!!. На этой же картинке справа вы видите окна, и думаю, что уже точно понимаете, почему правое окно верное, а левое нет. Не только чувствуете, но и понимаете!;)

 

Подведя итог сегодняшней теме, хочу сказать: смотрите больше на окружающий мир! Анализируйте!

 

Ни одно фото не научит Вас рисовать, а тем более понимать перспективу.

Нужно ходить по городу, изучать улицы и дома, точки схода и линии ;) Если Вы хотите быть художником и развиваться в этом, то у Вас нет другого режима видения, кроме как видение художника. Вы каждый раз, смотря на улицу должны задаваться вопросом, а как бы я это нарисовал, как построил, какой цвет у тени и какие приёмы я бы использовал. И только при ежедневной практике придёт понимание и результат!

 

Желаю творческих успехов!


  • Сайт
  • Магазин