Линейная перспектива(угловая) и сложные перспективные случаи. Часть 2 Тема 16
Доброго четверга, друзья и с первым днём лета!
Сегодня в рубрике #невредные_советы вторая долгожданная часть про перспективу )))
Надо сказать, что обсуждать эту тему можно бесконечно и всегда будут находиться интересные моменты и ситуации, но мы разберём основные и самый главный пункт: где и какие допущения мы делаем при рисовании, все же мы художники, а не архитекторы;)
Ну-с, приступим!
В прошлый раз мы обсудили самую простой вариант линейной перспективы-фронтальную. Освежите в памяти те,кто забыл, так как эта часть полностью основывается на предыдущей. И сейчас мы ознакомимся и разберёмся с угловой. ;)
Вы помните, что во фронтальной перспективе у нас была одна точка схода, в угловой же их две, так как мы смотрим на предмет "условно" с угла и ни одна его плоскость не лежит в плоскости нашего взгляда или объектива камеры. Поэтому все плоскости имеют перспективное искажение правая вправо, левая влево. Что происходит с задними сторонами куба я думаю, что вы разберётесь сами(они подчинены тем же законам), но так как мы не строим проекций или разрезов зданий, я упускаю те плоскости, которые мы не видим., чтобы упростить себе жизнь
Важный момент, который не устану повторять, что обе точки схода всегда будут лежать на линии горизонта(как ее выбирать смотреть тему 15).
Они там находятся вне зависимости от того в каком ракурсе мы видим здание, больше оно развёрнуто к нам или меньше( мини рисунок под первым кубиком )
В итоге в простом варианте угловой перспективы(следующий рисунок ) всегда у нас будет
три основных вида линий: вертикальные, и те, что сходятся в правой точке схода и те, что уходят к левой.
При этом, очень важно понимать, что, если в одном здании все проще:то, что справа идёт(сходится) вправо к горизонту, то, что слева идёт влево, то , если мы смотрим на группу зданий, важно рассматривать таким образом каждое в отдельности, а не относительно самого первого здания.
Сейчас Вы поймёте о чем я.
Внимательно посмотрите на центральное здание-тут все понятно право-вправо, лево-влево, следующее же здание также уходит в перспективу: правая часть вправо, левая в левую точку.
Ни в коем случае не думаем, что правое здание находится справа на рисунке относительно центрального и все его плоскости идут вправо.
Как бы далеко на вашем рисунке не находилось здание , к примеру в правой части, его левая плоскость всегда будет уходить в левую точку схода.
Поэтому, чтобы не запутаться, в случае такого построения всегда делите Ваши объекты, представляйте здания отдельными кубиками, ищите ближнее к Вам ребро(угол) а дальше подчиняйте законам перспективы.
данный случай можно усложнить, если повернуть улицу или сузить и др. (См тема15)Тогда все здания на рисунке не будут сходиться только в 2 общие точки. У каждого здания могут быть 2 свои точки и в итоге их может быть бесконечно много на линии горизонта.
И вот тут мы включаем творческое видение и думаем: нужно ли для нашей картины, чтобы каждое здание строилось сложно, имело свои точки, улица изгибалась или это не несёт главной смысловой нагрузки и этим можно пренебречь? В большинстве своём этим действительно можно пренебречь и упростить себе задачу, построив угловую перспективу из двух точек как у меня на рисунке. При этом ни перспектива не пострадает и Вы облегчите себе жизнь. Не запутаетесь в карандашном построении, не испортите лист бесконечными стираниями Помните, вы главный! Вы управляете рисунком
Идём дальше в дебри !Не бойтесь, дайте руку я Вас проведу ;)
Будем постепенно усложнять. Смотрим на рисунок внизу.
Этот случай образно называется "эффектом колодца"
Если говорить откровенно, а я думаю мы с Вами уже на этой стадии развития отношений,;), то перспектива бывает не только к линии горизонта, но и вверх
Да-да, где-то там, далеко-далеко есть точка, где бесконечно длинные здания и строения сходятся. Но! Бесконечно длинных не бывает, поэтому все только стремятся ;)
И там нет линии горизонта, на которой она есть, это просто некая точка. Так как же ее найти? -Скажете вы. А не надо, скажу я!
Вы ее уже нашли, это Вы сами! Вы же Помните, что линия горизонта-это условно линия Вашего взора. Тут также. Нужно только выйти на улицу и понаблюдать. По сути точка прямехонько находится над Вашей головой ;)
Поэтому, Чем ближе вы находитесь к зданию, тем круче оно уходит вверх, стремится в точку над вашей головой. Отсюда и тот самый эффект колодца в Питерских дворах. Точка над вами, вы смотрите вверх и все здания сходятся, будто мередианы к полюсу.
А вот, если Вы далеко от здания, то оно почти не искажается по вертикали, так как его стремление к этой точке бесконечно мало из-за расстояния между Вами. Также при таком искажении важно помнить, что размеры обьектов(окон, балконов) подчиняются закону: чем выше, тем меньше, нужно быть внимательными ;)
И вот ещё один пункт упрощения если это не Несёт важной смысловой нагрузки, рисуйте здания без искажения вверх, будто вы находитесь далеко и приблизили их в объективе камеры. Так вы избежите лишних сложностей и ошибок. Про правильные фото для работы я писала в Теме 10, там как раз обсуждали как лучше нарабатывать фотоматериал без искажений. Ведь часто в путешествии мы идём, подняли взгляд, как красиво! Сфотографировали снизу, в итоге дома посмотрели:а, какое искажение перспективы и не стали рисовать. В большинстве своём, такой материал не подходит. А развивает видение как раз пленерная работа, где Вы понимаете как делать допущения удобные для себя.
Идём дальше. На верхнем рисунке по центру я как раз показала вариант искажения во все три направления. Безусловно, я его утрировала для таких низких зданий, но оно есть.
И именно потому, что для маленьких зданий в дали оно бесконечно мало и стремится к нулю мы его опускаем.
Верхний рисунок показывает угловую перспективу+ перспективу вверх.
А рисунок под ним показывает фронтальную+угловую +вертикальную.
Немного остановимся на нем. Такую ситуацию мы часто видим, подходя к собственному подъезду, безусловно, если Вы живёте в многоэтажке. При этом окна перед вами не искажаются вправо или влево, так как находятся в одной с Вами плоскости и это фронтальная перспектива, в этой части здание искажается только вверх.
А вот правое и левое здание уже "мучаются по полной"))) правая часть каждого здания стремится к точке схода справа, левая к точке схода влево. Я специально не ставила точки, ведь фактически они находятся на линии горизонта далеко справа и далеко влево, ведь, если бы они были на рисунке, то был бы нереалистичный эффект будто бы "рыбий глаз" искажение было слишком велико.
Тут вы должны понимать, что перспектива есть, но вы уже не проверите себя линейкой, если ,конечно, не начнёте строить на полу и найдёте точку где-то в коридоре
В этом моменте очень важна практика и та самая "насмотренность" Вы учитесь только на реальных объектах по-настоящему видеть и представлять перспективу, прогнозировать точки схода, уверенно вести к ним свои окна, двери, дома и так далее. ;)
Ну и напоследок расскажу про сложный случайНа моем рисунке (внизу) это все же случай фронтальной перспективы.
Так В чем же сложность?Помните, в Теме 15 мы обсуждали, что, если дорога поворачивает, сужается, расширяется, то у зданий будут несколько точек схода. А вот , если дорога является горкой, идёт вверх или вниз, то будет несколько линий горизонта ;)
Первая линия у меня выше, к ней относятся здания, ближние машины до горки и разметка верхней части дороги. Почему? Потому что мы условно забываем про горку, а помним лишь о том, где стоим мы и том, что линия горизонта равна линии наших глаз.
Поэтому все, что до спуска в нашем случае(или подъема в иных) будет связано с этой линией.
А вторая линия горизонта-это линия наших глаз, если бы мы находились внизу спуска. Пока мы там не находимся мы выбираем ее условно, на свой вкус, относительно того, что видим. И все, что принадлежит дороге: машины на спуске, люди идущие по тротуару, деревья на тротуаре, фонари на спуске будут уже подчиняться ей. Если бы это было не так, тогда высота , к примеру, фонарей вверху горки была бы 3 метра, а внизу 30 метров, чтобы их вершины принадлежали 1-ой линии горизонта наших глаз. Но они "принадлежат дороге", поэтому их линии подчиняются иной точке схода на линии горизонта. Такое построение по факту, не очень сложное, так как в городском пейзаже большая часть объектов, деревьев перекрывает друг друга и мы не строим полностью каждый дом или машину, но нужно понимать откуда что берём.
Вот мы подошли к концу.
Теперь мы с Вами знаем все основные моменты перспективы, и минутку поговорим об упрощении. Представьте ещё раз, если я в последнем сложном рисунке добавлю ещё угловую, и перспективу вверх, а она там есть, небольшая, но естьТо я,наверное, потрачу год на построение )))
Поэтому, работая на натуре,
- вставайте таким образом, чтобы получить фронтальную
- если хотите угловую, то по крайней мере из двух общих точек, не закапывайтесь в тонкостях каждого дома, если это не ваша цель.
- ищите свои пути, вы художник! Но не пренебрегайте при этом всеми законами ;)
- и, конечно, старайтесь увидеть и понять сами, через свой опыт, как ведут себя объекты вокруг.
А пониманию поможет только практика, и я не устану повторять, что разобраться можно, но научиться строить Вы сможете только в реальной жизни, наблюдая каждый день. У художника есть только один вид зрения-взгляд художника, отмечаюший все нюансы вокруг и каждый раз анализирующий как это нарисовать
Желаю Вам творческих успехов!
Следующий выпуск будет через неделю ;)