Маркировка красок. Как разобраться и зачем это нужно?
Четверг да ещё и четвёртое число)))и в эфире рубрика #невредные_советы. И если последние темы у нас были вот прямо очень серьёзные и важные (без этого, конечно никак!) То сегодняшняя тема, безусловно больше развлекательная по сравнению с ними )))
Будем с Вами разбираться в неведомых иероглифах, квадратиках, треугольничках, звездочках и во всем том, что вы ещё можете найти на этикетках красок и тюбиков и зачем производители все это пишут))
Будем учиться читать их как открытую книгу и всем, кто осилит всю статью до конца, торжественно присвою титул "эксперт этикеток" )))))))
Итак, начнём. Честно скажу, что наши производители красок не сильно злоупотребляют большим количеством сокращений и пояснений по свойствам, в основном, вы увидите только звёздочки и мы сейчас все разберём. Но и некоторые другие производители пишут все эти значки на свой лад, так что, иногда, стоит попотеть и запастись лупой, чтобы все для начала найти ;) Так что не удивляйтесь, если чего-то из перечисленного ниже на вашей краске не будет.
- Первое, что важно, но не всегда на самом видном месте, а, порой, и вовсе отсутствует на самой этикетке, это состав краски, а именно пигменты. Да-да, это все странные PW,PY и так далее
Но мы сейчас разберёмся. Буква P-это всего лишь слово Pigment /Пигмент. А вот дальше уже написан цвет на английском. Всего основных пигментных классификаций не так много, а сами цифры говорят лишь о номере пигмента.
Вот основные группы:
PW-pigment white(белый пигмент)
PY-pigment yellow (желтый )
PO-pigment orange (оранжевый)
PR-pigment red (красный )
PV-pigment violet (фиолетовый)
PB-pigment blue(голубой или синий )
PG-pigment green(зелёный )
PBr-pigment brown(коричневый)
PBk-pigment black(чёрный)
Зачем это все нужно? Мы много говорили о пигментах в Теме 9, можно освежить в памяти.Если не касаться сильно теории, то там я рассказывала на примере оранжевых цветов как важен состав.
Например два цвета:золотистый и кадмий оранжевый, при выкраске практически идентичны, но вот в смеси... Если смешать с ультрамарином, то золотистый даст зелёный цвет, потому что в его составе много зеленого пигмента, а кадмий оранжевый даёт красивый серебристый, так как в его составе много красного пигмента.
Казалось бы, ну и что? Это может сослужить плохую службу, например, при рисовании закатного неба, если Вы вдруг решите взять золотистую, то получите зеленые разводы от которых уже никуда не деться. Поэтому знание таких "коварных" составляющих очень важно.
Думаю, что Вы это уже хорошо знаете после прочтения Темы 9 и Темы 11. Так что, если Вы стоите в магазине и хотите выбрать себе оранжевый цвет, к примеру у W&N но такой, чтобы давал "красивый серый" Вам точно нужно смотреть, чтобы в составе не было пигмента PG. Почему же?-скажете вы,-ведь можно ориентироваться по названию красок.
С одной стороны да, но с другой, есть такие цвета, которые совершенно не эквивалентны нашей Невской палитре, например "perylene violet", "caput mortum ", "neutraltinte" и так далее, и для того, чтобы не покупать ненужное, состав Вам очень поможет.
Безусловно, вы можете ориентироваться по внешнему виду краски, но как и в истории с оранжевыми, это Вам совсем не поможет в понимании того как тот или иной цвет себя ведёт "в смеси", а в рисовании-это важно. Ну а то, что иностранные краски в тюбиках не бюджетны, тут думаю не стоит упоминать.Поэтому разумный анализ состава=экономия ;)
На фото ниже выкраски красок , некоторые из них я упоминаю в статье.
И ещё один момент.
У разных производителей могут совпадать название и не совпадать состав.
Например: Серая Пейна от Schminke это PBk6,PB15:6,PB15:2 А теперь Вы понимаете, что это два синих пигмента и один чёрный. Цифры нам нужны только для сравнения, заучивать их нет никакого смысла, какие-то просто запомнятся со временем сами.
А вот у Серой Пейны от W&N состав иной: PB15,PBk6,PV19 Тут уже сами поняли: один синий, один чёрный и один фиолетовый. То есть, даже не видя выкраски вы можете предположить, что первый цвет будет более синий, а второй более тёмный и спокойный. Плюс Вы точно понимаете, что они разные! Такие знания Вам помогут при выборе не покупать повторов цветов, потому как, если состав идентичен , то скорее всего и цвета будут практически идентичны. Да, каждый производитель имеет свои секреты производства и нюансы есть, но разница просто минимальна. ;)
- Светостойкость. Она обозначается звёздочками., Тут как с отелями, чем больше звёздочек, тем круче "*"но некоторые производители (W&N, Daniel smith) пишут просто словом Lighfastness( это 4 звезды то есть светостойкая)
Итак, бывают:
- not lightfast(не светостойкая)
* less lightfast (слабая светостойкость)
** limited lightfastness (ограниченная, небольшая)
*** lightfast (светостойкая )
**** good lightfastness (хорошая светостойкость)
***** extremely lightfast (отличная светостойкость)
В основном, встречаются 2-4 звезды.
Зачем нужно на это обращать внимание?
Светостойкость, безусловно, влияет на долговечность ваших работ. То есть, в целом, под прямыми солнечными лучами некоторые цвета с низкой светостойкостью могут потерять свою насыщенность.
Но! Советую тут не сходить с ума.
Это не самое главное и бегать в поисках суперсветостойких красок, если Вы рисуете учебные работы, думаю не стоит. Во-первых, в настоящее время производители красок выполняют их из достаточно качественных пигментов, большой разницы между 3 звезды и 4 звезды вы просто не увидите, если, конечно, не будете держать работу под прямыми солнечными лучами несколько месяцев, а то и лет. Но нет, цвета же выгорают, скажут мне те, кто делал выкраски и вешал на окно на пару месяцев;) И будут правы, иногда выгорают, теряют насыщенность. Поэтому , конечно не стоит покупать несветостойкие или с одной звездой краски, в также лучше делать выкраски и проверять. Для таких испытаний я тоже сделала две выкраски, одна уже две недели висит на окне, другая лежит в шкафу, пока изменений нет,но и солнца было не много, так что проанализируем в конце лета. Тут вы можете сказать, что я сама себе противоречу ;)но это не так.
Просто в большинстве своём теряют насыщенность чистые цвета, я вот жду от оливкового этого эффекта, но так как я не рисую чистыми цветами, а смешиваю-это раз, (смеси кстати тоже добавила на выкраски-это честнее, как мне кажется) потом не собираюсь обклеивать своими работами наружние стены дома , чтобы они умирали от жары на солнце-это два;) а самое главное, о чем многие забывают!
Это то, что даже обычное стекло не пропускает более 40% уф излучения, которое как раз влияет на светостойкость. А если Вы потратитесь и закажете для любимых работ специальное выставочное стекло(я не пробовала), то говорят, что в современных разработках не пропускает до 90% .
Так что думаю, тут нужно расслабиться и просто рисовать, конечно, это важно, чтобы работы хранились долго, но поверьте, что речь идёт в конце концов не только о краске, но и о бумаге и системе хранения и конечно, о сроках более 100лет. Поэтому идём дальше;)
- На этикетке мы можем найти также квадратики разной степени закрашенности.
Это классификация той самой "кроющей способности" . По сути, кроющая краска-это та, которая содержит в составе белила. В Невской палитре это, например, кадмий лимонный, железноок.красная и др. Этими красками очень удобно ставить подписи на работах, рисовать цветные акценты на финишных этапах. А также краски, имеющие белила в составе, легче снимаются/вымываются. Это происходит за счёт того, что белила, будто наждачка, абсорбирующее вещество, помогает снимать цветной пигмент. То есть, если хотите в последствие протереть область, подмешайте туда краску с белилами или нанесите поверх, а затем протирайте;)
Классификацию квадратов запомнить легко, чем темнее квадрат, тем более кроющий эффект.
□белый квадрат- transparent( прозрачная), то есть совершенно не кроющая, такую краску "плотно набрать" достаточно сложно.
□/□белый квадрат перечёркнутый диагональной чертой- semi-transparent полу-прозрачная
□/▪наполовину белый/наполовину чёрный - semi-opaque( полу-кроющая)
▪чёрный квадрат-кроющая
То есть, если Вы видите Прусскую голубую от sennelier, а на ней ◽️белый квадрат, значит она прозрачная, хорошо подойдет для чистых прозрачных заливок неба и моря и смесей, а если Dark brown от W&N с ▪чёрным квадратом, то значит лучше использовать , к примеру, для рисования акцентов на стволах деревьев поверх основной заливки и краска не исчезнет и не раствориться прозрачным слоем. Также, если Вы занимаетесь ботанической иллюстрацией, то не стоит брать ▪даже , если цвет очень красивый, ведь Вы не получите полупрозрачной лессировки ;)
Вот мы разобрали самые основные пункты, которые бывают почти у каждого производителя, но это не все )))
продолжим.
- треугольнички разной окраски
Белый треугольник - краска неокрашивающая
Черно-белый треугольник- краска полу-окрашивающая
Чёрный треугольник - окрашивающий.
Что это? И с чем это едят?
Это эффект , который краски производят на бумагу и нужно для того же "протирания" и приёмов "смывки" ( см. Тему 5) если на этикетке стоит чёрный треугольник, значит пигменты хорошо окрасят бумагу и выбрать цвет будет очень тяжело и смыть не возможно. Ну а белый соответственно поможет и смыть и протереть белые участки. Чаще всего, конечно, встречается половинчатый треугольник, при этом до белой бумаги протереть не получится. Но от свойств бумаги, тут тоже будет много зависеть.
Ну вот и все. Конечно, каждый производитель ещё размещает на этикетке номера цветов, серий и т.д., но основную международную классификацию мы с Вами разобрали.
Теперь , если на тюбике Schminke, цвет neutral tint вы увидите: PR122,PB60,PBk7, ***, □/▪черно-белый квадрат , черный треугольник,то сразу и точно скажете что:
- в краске есть красный,синий и чёрный пигмент и чуть прикинув, предположите, что это серо-сиреневый цвет и из-за сложного состава и разноплановых пигментов лучше будет вести себя самостоятельно, нежели в смесях (тема 9)
- что этот цвет достаточно светостойкий
- в средней степени кроющий
- и сильно окрашивает бумагу, что говорит о том, что протереть участки с ним будет сложнее.
Теперь торжественно, как и обещала, присваиваю Вам титул "эксперт этикеток" и уверена, что эти знания помогут Вам разобраться в огромном ассортименте красок, экономить и покупать с умом то, что действительно пригодится ;)
чудесного дня!