И снова о цвете. Сочетания и ограничения палитры. Тема 11

И снова о цвете. Сочетания и ограничения палитры.

Доброго четверга!

Вот так пропустишь одну неделю и уже не так легко писать, так что во всем нужна регулярность ;) Итак, сегодня в продолжение темы 9 в рубрике #невредные_советы мы поговорим о цвете. И я разобью своё повествование на две смысловые части:

  1. Теплохолодность. СиЖ("синий и желтый не дают зелёный "Майкл Уилкокс ) и как смешивать "чистый цвет" и нужно ли это?
  2.  как ограничить палитру и подобрать свои уникальные цвета для гармоничной работы.

Начнём. В теме 9 я умышленно не рассказала об одной важном открытии из книги СиЖ , в чем была сразу же замечена ))) Но произошло это по двум причинам:

  • во-первых, как не банально, мне хотелось, чтобы Вы заинтересовались и засунули любопытный творческий нос в эту книгу, дабы все же получать информацию самостоятельно ,ведь такая,добытая собственными усилиями,она важнее и полезнее во сто крат.
  • Ну а,во-вторых, потому, что мы не разобрали важное понятие теплохолодности

С него и начнём.

Не могу сказать, что это очень важное знание в теории, конечно,нужно понимать какой цвет холодный,а какой тёплый, но все же,взаимосвязь Вы увидите только на практике. Позже в рубрике мы будем делать упражнения и разбирать на работах,так что лето будет активным))

Принято считать, что все цвета, что находятся справа(смотрите на большой круг Иттена слева на фото) то есть от желтого и до фиолетового-тёплые цвета, а фиолетово-зелёная левая часть холодная. Это так и есть.

Но только если сравнивать их отдельно, красный-тёплый, а синий-холодный, а вот как быть, если есть два синих или два зелёных.

Какой из них теплее,а какой холоднее? Давайте теперь возьмём два цвета из левой части круга(на фото я провела к ним стрелочки) .один синий более фиолетовый, а другой более зелёный.

И вот тут вступает правило "движения к..." так я его называю )) если мы движемся в сторону тёплых цветов, наш синий находится в сторону красных,то он теплее того,который находится в сторону зеленых(холодных) .

Таким образом, чтобы сделать синий оттенок теплее, добавляем к нему что-то из тёплого спектра,например,красный,а,чтобы холоднее, добавляем из холодного,например, зелёный. Это понимание нам поможет дальше во всей сегодняшней теме.

 

Теперь перейдём к центральному кругу -это как раз круг из книги СиЖ.

И Вы видите, что каждый цвет (синий-красный-желтый) разделён на две составляющих(тёплую и холодную). Увидели, Запомнили-не теряем )))

А теперь небольшое отступление. Помните в теме 9 я рассказывала про то,что первичных цветов нет. Из этого вытекало, что Вы можете взять любые три:

  • некий красный(алая,кармин,краплак...),
  • некий синий(ультрамарин,кобальт...)
  • и некий желтый (лимонная,кадмий желтый...)

и составить свой цветовой круг и каждый раз круг будет разным и цветовые сочетания будут уникальные, но не всегда чистые и красивые(нужно ли это мы ещё обсудим)

 

Таким образом я составила круг для примера

из индиго-железноок.красной и кадмия желтого.

И при этом у меня получился красивый зелёный, а фиолетовый не подучился совсем. В целом я могу составлять такие круги до посинения и это хорошая практика, но цветовых сочетаний так много,что можно сойти с ума.

 

Поэтому сейчас вернёмся к центральному кругу из СиЖ и Вы сразу поймёте почему у меня "не случился" фиолетовый. )))

Уилкокс вывел простое правило:

  • если смешивать два близких цвета,(на фото стрелочками показала) находящихся в одном секторе, например холодный желтый(в палитре лимонный) и холодный синий( индиго , например) то зелёный получится, к тому же  яркий и насыщенный.

 

  • Если же смешивать" через один", например, холодный желтый и тёплый синий, то зелёный получится, но не очень яркий

 

  • А, если взять более противоположные, тёплый желтый +тёплый синий, то будет серый цвет.

 

Это связано с наличиями "превалирующего"пигмента в составе (тема9).

Преходим от теории к практике-мой маленький круг (выше) я смешала тёплый желтый(кадмий желтый) и холодный синий(индиго) такой ход "через один" и у меня получится глубокий зелёный,

если бы я взяла бы лимонную, то зелёный был бы ещё ярче,так как они "соседи" .

 

А вот красный у меня теплый(железноок.красная) , а индиго соответственно холодный, они находятся в противоположных концах...и теория подтверждается, получился серо-коричневый, а не фиолетовый.

 

Попробуйте сами такие взаимосвязи в смесях по центральному кругу("соседи", "через один" и "противоположные")и Вы увидите как получается яркий и как получается грязноватый цвет.

Так,к примеру, красивый фиолетовый как раз выходит только из холодного красного(карминовый)и тёплого синего(ультрамарин)или другой более фиолетовый оттенок.

 

А теперь вопрос: а нужно ли всегда получать "яркий" звенящий цвет?

Я думаю нет, точнее так:все зависит от Вашей цели. Если Вы рисуете иллюстрации, в журналы, для детских сказок, то этот закон "яркого цвета" просто незаменим. Вы не ломаете голову над цветовыми сочетаниями,а сразу понимаете где будет яркий,а где не очень.

Почему я не говорю грязь?

Потому что считаю, что именно "грязь" получается в работе не так часто,скорее она связана с конкретными неудачными сочетаниями,смесями пигментов или наложением кучи слоёв акварели бездумно. Разумный подход,даёт "красивую грязь"-"сложный цвет" и такие сложные цвета,порой ведут к настоящему реализму. Посмотрите работы Кисничана, Ибряева, Збуквича и др. Их сложные цвета скорее можно назвать "сложными жемчужными",нежели грязными. Но умение делать такие смеси приходит только с опытом, через практику, и теорию цвета,конечно, никто не отменял ;)

 

А теперь плавно переходим ко второй части-подбору цветов и ограничению палитры для работы.

 

Есть один интересный способ, описанный в книге "Свет и Цвет "Джеймса Гарни, там он берет и выделяет произвольным трафаретом зону на цветовом круге тем самым ограничивая палитру.  Вообще, советую заглянуть в книгу,этот подход интересен,но я расскажу о том,которым пользуюсь я.

В,основном, для работы я использую комплиментарное сочетание цветов с круга.

 

Это два "более/менее" противоположных цвета. Почему более/менее?

Ну потому, что,возьмём желтую охру,например , она где-то в желтом спектре и ей противоположным может быть любой фиолетовый,сине/фиолетовый цвет.

 

Кстати, эта пара-самое распространённое сочетание для городских пейзажей.

 

В солнечный день светлые участки-охристые,а тени более синие(рефлекс от неба,это достойно отдельной темы), а в пасмурную погоду тени более фиолетовые. Так что любое сочетание имеет место. Ну так вот, беру я два основных цвета: желтую охру и фиолетовую

 

В идеале охра ещё и светлая по тону, а фиолетовый тёмный.

Тогда получается два контраста:контраст цвета и контраст тона(про тон поговорим на следующей неделе).

 

Дальше я беру какой-то красный(то есть цвет из тёплого спектра) и замешиваю и с охрой и с фиолетовым,получая цвета справа и слева от основных.

По тому же принципу беру индиго(холодный спектр) и добавляю к двум основным их смеси  справа и слева.

 

Если мой городской пейзаж летом, то беру зеленый(у меня оливковый) и также смешиваю, расширяя спектр цветовых сочетаний.

 

Цвета в столбике вниз могут быть любыми на Ваш вкус, но лучше брать и тёплые и холодные, чтобы разнообразить общую гамму и как раз контраст оттенков.

Тем самым,смотрите что получается: у меня только 5 цветов,которые я использую, а цветовая схема достаточно разнообразна.

 

И! Таким способом я вижу всю колористику работы и могу сразу не брать какие-то сочетания,если они мне не нравятся.

 

Например, оливковая и охра-не понравилась,в работе их не смешиваю. А оливковая и фиолетовая даст прекрасные тени для листвы-запоминаю, беру. В итоге, когда я уже приступаю к работе, я не "залезаю случайно" в другие кюветки, не путаюсь, не загружаю свой мозг зависимостью цвета,теплохолодности или "грязный/не грязный" цвет. Я все смеси посмотрела,все увидела и наслаждаюсь акварелью.

Ниже разворот из скетчбука, где я таким же способом попеременно добавляла цвета, смешивала и подбирала колористику работы,начиная с двух основных. Сейчас такой подбор я делаю именно "Т"-образный, чтобы видеть "дополнительные" цвета.

В качестве примера другого сочетания, мой "мостик в усадьбе" .Тут основные два цвета красный(железноокислая) и зеленый(оливковая), а дальше я брала индиго, получала богатый сине-зелёный и в смеси с красным более коричневый( как раз тот наш "неудавшийся фиолетовый" на маленьком круге(на фото) , а вот в работе он как раз был мне нужен,я получила очень гармоничную и реалистичную гамму.

 

Это ещё одно подтверждение,что не спешите гнаться за "супер ярким" цветом,если в работах вы стремитесь к реализму. Может быть "вкусно" даже при неожиданном выборе цветов.

 

Вот в целом и все , чем я пользуюсь, работая с цветом, смешивая,подбирая гамму.

Безусловно,без практики,вся теория останется только теорией, поэтому берите, пробуйте,составляйте сочетания, и рисуйте работы с их применением;)А в следующий четверг будем разбирать тон и его важность в рисовании 

чудесного дня!


  • Сайт
  • Магазин