ТОН и тоновые взаимоотношения в работе
Доброго четверга!
Сегодня у нас такая простая и такая сложная тема-Тон. Сразу скажу, что данная статья является моим собственным анализом и в некоторых моментах субъективна, но я постаралась как можно понятнее на простых вещах обьяснить то,что не всегда бывает очевидным
Итак, тон.
Большинству, я уверена, точно известно, что тон-это та самая важная градация от светлого к тёмному.
Представьте, если мир стал черно-белым или мы смотрим черно-белое кино-это лучший пример взаимосвязи тона, когда цвет полностью отсутствует. Но как же учитывать их вместе и тон и цвет, особенно при рисовании?
Об этом мы сегодня и поговорим
В центре моего фото как раз лежит градация тонов от тёмного к светлому и под ней плавная градация уже фиолетовым цветом. Этот спектр темно-светлого, может быть как больше, так и меньше.
Как правило, в графических работах он шире, так как там тон является основным выразительным средством. В живописных же работах такая градация также не мала, но может условно сужаться и до трёх основных позиций -самый светлый, самый тёмный и средний тон(объект) ,потому что там вступает в игру красочный слой.
О выборе тона для объектов мы говорили в Теме 5, если не помните, советую перечитать самый конец статьи. В акварели тон меняется в зависимости от прозрачности краски, то есть,если больше воды,краска прозрачнее-тон светлый, меньше -тон темнее. В других техниках эта зависимость иная. Я считаю тон и тоновые взаимосвязи объектов на картине-самым важным в работе(думаю те,кто меня читают постоянно это знают,в том числе и потому, что я уделяю одну из первостепенных ролей-рисунку).
В целом, если брать один объект, например, шар и нарисовать его объемным в карандаше, то
- тень-будет самая темная по тону ,
- общий обьем-средним
- и свет,блики-самым светлым, (а также будут присутствовать рефлексы)
В итоге получается та самая светотень и тоновая градация в одном лице в отдельно взятом предмете.
Тут тон и свет тесно связаны, но это не всегда одно и то же ;) нужно об этом помнить и примеры разберём в конце статьи
В следующий четверг мы поговорим про светотень и рефлексы,но сейчас я хочу остановится на другом. Почему?Именно потому, что обычно везде начинают рассказ со света и тени ОТДЕЛЬНОГО объекта. И потом происходит путаница, ведь картина-это не всегда что-то одно.
В итоге Вы рисуете каждый предмет своей работы верно, используете все правила светотени и рефлексов, а работа разваливается... не понятно что главное, глаз зрителя видит, что что-то не так,но не может понять что. Конечно, построение объёма и Светотени важно, но главное при использовании Тона в работе, не свет и тень каждого отдельного объекта, а именно тоновые взаимоотношения предметов друг с другом.
И если пока не понятно, то к концу статьи все встанет на свои места.
Я долго думала какой взять пример и решила оттолкнуться от самого очевидного-натюрморта, безусловно, такие взаимосвязи будут больше видны на пейзажных работах, но нужно разобраться с простым. Для начала разберём самый лёгкий способ " как понять тон предмета",если Вы не уверены(он нам понадобится для проверки ;)
Вы делаете фото, благо это сейчас не проблема, и переводите в черно-белый, так сразу понятно какой объект темнее, а какой светлее, что, кстати, бывает совсем не очевидно,когда Вы видите два цветных предмета.
Итак, пришло время взглянуть на груши-яблоки ))).
Начну с левого верхнего цветного изображения.
На нем я нарисовала два предмета, одинаковых по тону, даже тени в том же тоне. В итоге общая композиция у нас сливается в одно не выразительное нечто.
Нет-нет, вы не подумайте, у каждого фрукта по-отдельности все хорошо. ))))Если взглянуть на грушу, то у неё есть и блик и свет и средний тон и собственная тень и падающая тень и рефлекс от яблока и у красного друга соответственно тоже самое.
Но вот общее их тоновое взаимоотношение-никакое. Не понятно "кто главный", "о чем хочет сказать автор" и т.д
Сверху слева я специально разместила кружочки,где и в цвете и ч/б показала, что тон одинаков.
И другая ситуация с теми же действующими лицами справа: яблоко темнее по тону, а груша светлее. У каждого объекта также есть свет/тень/рефлекс, но за счёт их тонового взаимоотношения друг с другом, мы видим, что груша на первом плане, композиция выглядит как минимум, интересно и цельно. Для поддержания я также в углу нарисовала тоновые круги.
И вот смотрите, если Вы сомневаетесь в моих словах, вы можете провести эксперимент. Сделать фото или сохранить и перевести в ч/б вариант, тогда сомнения уйдут. Вы увидите, что пара слева практически в одинаковом сером цвете, а пара справа в разном тоне.
Чтобы учиться видеть такие взаимоотношения, как в академической живописи , так и при самостоятельном изучении, рисуют гризайль-слева внизу фиолетовенькая .
Также помогают тоновые эскизы в карандаше. Ведь когда вы начинаете работать с цветом, особенно, когда только учитесь, вы часто смотрите на предмет отдельно, а не целиком на всю картину, начинаете прорабатывать каждый объект, набираете тон(за счёт Свето-тени)и в итоге они у Вас могут просто слиться(как первые наши груши=яблоки) ,хотя в отдельности предметы будут нарисованы правильно.
Тут можно как перетемнить,так и наоборот,не набрать тон и все будет одинаково светлое. Поэтому, чтобы избежать "одинаково" помогает проработка рисунка перед началом. Ведь акварелью и цветом вы можете владеть шикарно,но работа не сложится,если забыть про тон.
Для ещё одного примера я нарисовала примитивный городской пейзаж
Его левая часть- как раз равные по тону объекты. И тут нужно уточнить: в пейзажах такие тоновые взаимосвязи очень сильно связаны с освещением(будет отдельная тема)
Поэтому, левая часть вполне бы могла быть городом в сумерках, без четкого света, когда небо по тону сливается с домами,правда асфальт был бы иного цвета.
Но я сохранила цвета для правой картинки и там уже есть тоновая разница:светлое небо, освещённое здание, тёмное здание и тень напросилась сама собой. По сути, понимание тоновых взаимоотношений ведёт к "рисованию из головы", вы учитесь менять погоду,правильно расставлять тени и свет, обращать внимание зрителя на тот объект, который Вам важен. (См.тема5)
И тут мы плавно перешли к ключевому моменту моего рассказа:как управлять тоном и тоновыми взаимоотношениями, если не на все 100%, то хотя бы для передачи своей задумки.
Бывает так, что нас вдохновляют солнечные пейзажи, на каждом углу красивые тени и тут практически не возникает вопросов про тон, потому что тут он точно связан со светом и тенью. !
Но в пасмурную погоду без контрастного света это не так. Часто небо и дома очень близки по тону и не понятно что же темнее и даже черно-белый фильтр на фото не помогает. Вот тогда весь пейзаж полностью подчиняется вам !)))
страшно? Нет-это очень интересно, и сейчас Вы поймёте.
Внизу на фото есть два варианта рисунка собора св.Петра в Ватикане. Я рисовала его в совершенно пасмурную и никакую, относительно красивых света и тени, погоду))
Небо и здание практически сливались, но здание было чуть темнее.
Такой вариант у нас слева.
Он больше отражает действительность, самое тёмное-это толпы людей,объекты на заднем плане, тень у колонны и тени на соборе, сам собор более средний, светлее его колоннада,которая за счёт этого выдаётся вперёд, и самое светлое -площадь, будто бы залитая светом, ну и тени от людей сами напросились ))
Конечно, такой вариант имеет место быть, но о чем мой рассказ?
Может о людях впереди или о колонне... не знаю...
И для сравнения вариант справа.
За счёт уже тёмного по тону неба, я подчеркнула свет и величие собора, ощущение того,что людей много,но они маленькие и совсем не главные. Собор-моя история. При этом ни в левой ни в правой картине свет и тень отдельных объектов не нарушена, все сохраняется. Но,за счёт игры с тоновыми взаимосвязями мы получили два совершенно разных по настроению и наполнению рисунка.
Я вполне могла бы взять акварель и нарисовать эти варианты уже в цвете.
Но, смотрите, если бы я не проработала бы тон в рисунке, и нарисовала бы левый вариант в акварели, то она бы была нормальной,но не такой удачной,как правая.
Поэтому такие эскизы мало того, что развивают рисунок, понимание общей картины и тона, они часто избавляют от ошибок и разочарований по итогам. Я надеюсь, что мой опыт Вам поможет в Вашем творческом пути ! Обязательно ищите себя, свои подходы, пробуйте и рисуйте больше, только так можно научиться передавать то,что вы хотите. Ну а в следующий четверг мы поговорим о светотени и рефлексах на небольших предметах и перейдём на эти же взаимосвязи в пейзажах и разберём : как же точно определить какого цвета тень ?;)))