Сюжеты для акварели. Референсы и натура. Надо ли выбирать?
Добрый день, друзья! Сегодня в рубрике #невредные_советы поговорим с Вами о вечном и не теряющем свою актуальность вопросе-выборе материала и тем для работ.
Референсы или натура и надо ли вообще выбирать? Безусловно, сколько людей,столько и мнений, многие придерживаются только работы с натуры, кто-то часами сидит в пинтересте в поиске подходящей картинки., а я постараюсь немного систематизировать этот вопрос,чтобы Вам было легче выбрать свой творческий вариант.
Итак, для начала нужно разобраться с
Этапами становления художника.
Конечно,каждый из нас задаёт себе вопрос: могу ли я считаться художником?стремлюсь ли я к профи или всегда буду любителем? Как мне кажется, эти вопросы не зависят от окончания вузов или высших образований,они посещают практически каждого, а иногда мучают и изводят )))Но тут, я думаю, не нужно сразу бежать и решать проблемы вселенной,пытаясь ответить с наскока на такой вопрос.
Скорее нужно понять на каком этапе Вы сейчас. И как же это относится к нашей теме?-спросите Вы. А все очень просто;) Если Вы сможете себе ответить на этот вопрос, то будет легче разобраться с остальным, ведь таких этапов не очень много:
- этап обучения,изучения всего вокруг,проб и ошибок
- этап выбора своей темы, своего материала, изучение более узкого направления
- и этап самосовершенствования в своей области, который может длиться всю жизнь.
И вот тут я поясню на своём примере.
Когда я находилась на первом этапе, то рисовала все вокруг,искала свой материал, мне нравились и цветы и моря и еда и все-все, я жадно впитывала все возможные уроки. И в это время,как мне кажется ,можно и нужно рисовать,используя все возможные темы и источники. Я срывала яблоки во дворе и рисовала с натуры,ходила на природу и делала скетчи, ну и,конечно, находила много-много красивых референсов и рисовала с них.
Я убеждена,что во время обучения,так сказать,все средства хороши. Ну вот не могу я сейчас поехать к океану или на море, а рисовать яркие райские пляжи хочу,нет мочи ... Ну что же мне делать? Брать кружку ,драпировку и рисовать с натуры? А может я не люблю натюрморты и не буду их никогда писать. На этом этапе,я думаю,что не стоит себя ограничивать, ведь как Вы сможете понять что же по-настоящему является "вашей" темой, что Вам хочется рисовать больше всего?!
Оговорюсь, что никогда не призываю рисовать только с фото и всегда рассказываю на своих МК отличия рисования по фото и с натуры. Безусловно, натура полезнее, ведь Вы получаете впечатление,ощущение,которое чувствуете именно Вы, а не передал фотограф за Вас.
Самая основная ошибка,которая происходит при рисовании с фото
-это излишняя детализация без разумного обобщения.
На хорошей фотографии,если она не сделана специально с четким фокусом, все детали и объекты видны хорошо и тут начинается прописывание всех деталей, и чем дальше,тем хуже:"ой, а вон там на десятом окне справа кошка сидит...а у двадцатого слева человека на куртке написано "Адидас ""и т.д. Знакомо?(от этого никто не застрахован,мы любим рассматривать мелочи, но для картины-это путь в никуда) Так как работать с фото, избежать ошибок и сфокусироваться на главном?:
- распечатывайте фото на как можно меньшем формате или смотрите на маленьком экране телефона, так Вы избегаете излишнего рассматривания и закапывания в детали и видите картину в целом
- также можно сесть подальше от монитора-это даст Вам собственный фокус уже вашими глазами, а не объективом фотокамеры
- старайтесь выбирать фото без сумасшедшей обработки в фотошопе, она не придаст ни реализма ни красоты готовой работе,а некоторые эффекты будет очень сложно передать
- изучайте работу с цветом и подбирайте свою цветовую гамму(поговорим в следующий четверг) , комбинируйте несколько фото, додумывайте детали,меняйте все на своё усмотрение.
Итак, вывод:
мы живём в век современных технологий и можем добывать информацию различными способами. Когда Вы учитесь,пользуйтесь всем! Рисуйте как можно больше! Комбинируйте референсы,референсы и натуру,натурные зарисовки. Так Вы узнаете себя и поймёте что же Вы хотите видеть в своём творчестве.
И вот мы плавно подошли ко второму этапу. В какой-то момент я поняла, что больше не хочу рисовать все на свете и уже приобрела достаточные технические навыки,чтобы мои работы покупали или я могла их разместить на выставке. И вот тут пришлось поразмыслить. Мне показалось странным, если я буду рисовать картины по чужим фотографиям, а потом вдруг на выставке увижу художника с тем же референсом ...это даже хуже,чем прийти в одинаковых платьях ))) Да и вообще, не хочется листать Инстаграм и натыкаться на похожую работу... И мне захотелось нести себя,передавать через акварель свой взгляд на мир.
Мои темы сократились до пейзажной тематики и иногда предметных зарисовок, я поняла куда хочу двигаться и в какой области развиваться. И вот тут нужно быть готовым,что придётся приобрести много новых навыков, как минимум в фотографии, и в чём-то поменять жизнь.
Не пугайтесь,просто это закономерно. Жизнь,а именно выбор путешествий изменился: теперь мне интереснее города Европы в первую очередь с их улочками,людьми,Свето/тенью и т.д. Я делаю пленерные зарисовки и бегаю с фотоаппаратом наперевес, чтобы наработать материал для студийной работы. И я могу быть уверена, что ,даже,если город и улица совпадёт,то такой работы больше не будет ни у кого. Во-первых потому,что я видела это место собственными глазами и привнесла своё впечатление в рисунок, а во-вторых потому,что ракурс,время,освещение-это то мгновение,где мы были с моей натурой один на один и другого такого не будет.
Сразу отвечу на вопрос: "А не хочется порисовать что-то другое?" В основном,не хочется,ведь я выбрала свою тему не насильно,а потому что мне это очень нравится. Но , если иногда хочется, я считаю эту работу учебной и уже не выставляю на выставки,а иногда и не показываю в ИГ. В целом,для МК сейчас я беру часто фото с просторов интернета,так как нужна конкретная тема,под проработку совокупности навыков. И, я абсолютно спокойно отношусь к продаже или любому иному использованию работ выполненных на моих МК,это личный выбор каждого. (Также отвечаю на частый вопрос) Человек ее сделал,нарисовал сам и вправе распоряжаться ею. Тем более референсы я беру в свободном доступе,ведь это обучение.
Вернёмся к нашей теме. Когда я решила,что свои работы буду рисовать только с натуры или по собственным фото,то сразу полезла в папки с ранними путешествиями. И какого было моё удивление,когда ни одного приличного снимка я там не нашла )))Нет, там были сотни и тысячи,но ни один не подходил для работы. Сразу скажу,если захотите создавать свои снимки,то почитать литературу по фотографии будет очень нужноНо расскажу Вам пару важных моментов.
- не снимайте объекты, если это дом или улица, близко к стенам снизу. А мы это так любим,когда делаем обычное фото:подошли ближе или сбоку или снизу и давай фотографировать красивый балкон. Так у Вас получается сложная перспектива вверх и такие снимки не всегда легко или интересно рисовать. Безусловно,если Вам нравится такой подход,это может стать Вашей фишкой. Но лучше делать больше снимков вдаль, в параллели ваших глаз,так искажение будет минимальным и будет видна целостная картина. Нравится здание рядом с Вами? Перейдите на другую сторону улицы, приблизьте на фотоаппарате,если это необходимо, так Ваш фотореференс получится.
- если Вы рисуете городской пейзаж, или природный, то делайте большие общие снимки,из них вполне можно выбрать именно тех главных героев для рисования, которых Вы захотите, расположить их в фокальных точках(поговорим об этом в следующих выпусках) и обрезать кадр. Не фокусируйтесь сильно на предметах, часто при просмотре н компьютере Вас может заинтересовать совсем иной объект,который вы не заметили прежде через фотоаппарат, а он будет размыт.
- наиболее выгодная для фото-это солнечная погода,появляется много красивых теней и контрастов. Пасмурную погоду рисовать сложнее,в такие дни я обычно хожу по музеям,а в солнечные как раз гуляю.
Ну что ж,с этим этапом разобрались.
Перейдём к последнему. В целом, я считаю, что в нем практически все также,как во втором, только в соотношении натура/собственные фото больше натуры.
Этот этап уже говорит о том,что Вы выбрали свой путь- рисование,что Вы художник профи, и вся ваша жизнь это выставки,форумы и путешествия, поэтому работа на натуре является не просто возможной,а сама собой вытекает из образа жизни. Но, хочу заметить, что художники,работающие в более реалистичной стилистике всегда будут работать и в студии,так как многие работы просто не возможно сделать на пленере. Хотя знаю, что есть прекрасные известные реалисты,которые приходят на одно и то же место изо дня в день,чтобы рисовать только на натуре.
Но тут выбор каждого! Не заковывайте себя в рамки чужого выбора!!!
А на следующей неделе мы продолжим говорить о цвете, подборе гаммы и секретах цветового круга. Чудесного дня!