Акварельная бумага Часть 2 "Целлюлоза VS хлопок"

Акварельная бумага Часть2 Хлопок или целлюлоза?
Надо ли выбирать?

Добрый день, дорогие друзья! Для начала немного вступления ;)

          Повторюсь (писала в Части1), что для меня нет понимания хлопок-хорошо,целлюлоза-плохо, все бумаги разные и для разного. Да, хлопок-это наиболее универсальный вариант,подходящий и новичку и профи. Но к любой бумаге нужно привыкнуть,понять как долго она держит воду,как много или мало "сьедает" цвет, какие края даёт при сухих мазках и т.д.

 

Я от себя хочу сказать, что всем своим прогрессом в акварели обязана целлюлозной бумаге!

Говорю абсолютно серьёзно!)) Она для меня,как личный тренажёрный зал, не даёт расслабляться: я точно понимаю как я хочу выполнить работу, сокращаю количество слоёв до 1-2х, точно понимаю сколько воды и краски я должна взять , чтобы угадать с тоном с первого раза. Безусловно, почти бесконечные изменения, добавления цвета-это огромный плюс хлопковой бумаги, но для меня акварель не в этом.

 

         Мой путь акварельного самурая в том, чтобы сделать ее максимально легкой, угадать точно и с первого раза,разложить по этапам,будто тактическую игру и потом в несколько ходов победить. Целлюлоза тренирует меня,не даёт мне расслабиться и улучшает мои навыки.

             Сейчас я использую хлопок для больших форматов,где нужно чуть больше  времени на заливку и работу, но все равно, не применяю его в качестве "можно много смыть/поменять/добавить/исправить" это не мой путь, я стараюсь минимизировать количество слоёв, попасть точно в 1-2, ведь работа должна дышать. Часто этого не заметно, иногда эффектнее выглядят многосложные работы, но самое главное для меня-мой собственный творческий путь и идея. 

 

Далее покажу Вам мои работы выполненные на хлопке и на целлюлозе. Вряд ли с первого взгляда можно понять что это за бумага;)

100% целлюлоза

 

 

Микс целлюлозы и хлопка

 

 

100% хлопок

 

 

Если говорить грубо, то общепринятое мнение, что целлюлоза для набросков, спокойных работ,а хлопок для влажных техник, да, это так, но не все так просто. ;) Больше всего проблем это целлюлозой возникает ,как правило, в работе "по -сырому"  Если Ваш бюджет ограничен,то ВСЁ можно рисовать на целлюлозе, но как, спросите Вы?

 

  1. Самое главное, если Вы рисуете по-сырому,а как правило 1 слой всегда такой-это  увлажнение:

При правильном увлажнении даже целлюлоза 300гр очень долго держит воду:

  • необходимо увлажнить лист, посмотреть на свет,чуть наклонив,чтобы не было сухих участков, подождать 1 минуту (чуть больше или чуть меньше-зависит от размера и плотности)
  • затем ещё раз увлажнить,с меньшим количеством воды,плавно проходясь по всему листу"как бы втирая" но не трите слишком сильно,чтобы не скатать верхний слой,везде нужна мера.

Для чего именно так? Любая бумага должна напитаться водой! Если Вы увлажнили,как Вам показалось, всю и начали работать сразу,то она высохнет быстро(целлюлоза особенно! И особенно в углах), но ,если Вы правильно увлажнили,то потом ещё и феном придётся сушить, вы все успеете. 

 

           2. количество слоёв: большинство даже целлюлозы выдерживает 2-3 слоя, если Вы продумали работу, разобрались с тоном заранее в голове или в тоновом эскизе,то этих слоёв как правило достаточно.

 

Даже если Вы рисуете небо, и не успели за один влажный слой нарисовать все облака, то!

  • Ждёте высыхания! Полного!
  • Увлажняете ещё раз всю область(без трения кистью, мягко) и добавляете то,что нужно 2ым слоем. Если не тереть,то будет сниматься совсем чуть-чуть краски с первого слоя, вода окрасится, но визуально вымывания не будет заметно. 

На 1ом рисунке видно, что после первой заливки получилось некрасивое пятно. Я воспользовалась методом написанным выше, чтобы его убрать, т.е. сделала 2ой слой по сырому.

Безусловно, хорошо бы не совершать ошибок, но еще лучше знать как их исправить в акварели, чтобы никто не заметил!  Тут нужно не спешить, не тереть или паниковать, а сделать все правильно!

3. Этапы работы: вот этот момент очень важный и различается. у хлопка и целлюлозы и на этом можно играть

 

Хлопок позволяет делать заливку  1 слоем целиком на весь лист,так как лучше держит воду.

 

Целлюлоза же держит меньше и с ней лучше разбивать этапы работы.  Этот фактор очень важен новичкам!

 

Ведь,порой, дело не только в бумаге,а ещё и в скорости работы. Если Вы не замешали краски заранее, намочили лист и начали работать, затем брать краски,замешивать и т.д. То может засохнуть и хлопок, поэтому,возможно,данный приём для Вас.

Этапы в моем употреблении- это не слои. Это разбивание работы на смысловые куски, части. Итак, если мы говорим о море/небе,то тут с четкой границей разбивки все понятно и мы пользуемся методом изменений/добавлений по слоям,как в предыдущем пункте, а что делать, если работа многосложная,а чётких границ нет, и Вы понимаете, что всю сразу нарисовать вы не успеете?

 

На картинке я показываю разбиение неба и  снега, таких частей может быть 2,3,10,сколько угодно, отталкивайтесь от бумаги и собственной скорости.

 

А как избежать границы?

Очень просто:

  • Вам нужно увлажнить область чуть больше той,на которой Вы рисуете(не трём бумагу,увлажняем мягко,а то можем стереть что-то,что не нужно). Таким образом, пигмент не стечёт к краю влажной области(а он имеет такое неприятное свойство)) а расплывется плавно и границы не будет.
  • Далее,когда Вы выполняете другую часть работы,Вы также увлажняете область Больше! той,на которой пишете, то есть увлажняем,заходя водой на уже нарисованную часть, а рисуем ниже. Расстояние от границы влажной области,до места,с которого начинаете работу 3-4 см не менее.,тогда пигмент не упрется в границу. Таким образом будет ощущение целиковой заливки, Вы не будете в панике стараться все успеть и потом расстраиваться над некрасивыми разводами,когда бумага уже высохла.

Со временем,скорость работы увеличится и Вы сможете успевать все за раз даже на целлюлозе, но для начала-это хорошая практика.  И да, подобная политика не сходится с классическим подходом,но у нас же #невредные советы верно?)))

 

4. Хлопок же можно увлажнять, купая его под струёй воды, но тогда он не приклеится скотчем,такой лист лучше положить на оргстекло и он будто приклеится к нему. Советую обязательно попробовать! И купать нужно не 1-2 минуты, а минут 5, чтобы бумага напиталась ,часто слышу вопрос: а с ней ничего не случится? Отвечаю честно-нет,не расползется, не развалится,пойдёт только на пользу! 

 

Итак, резюмируя:

 

Рисовать можно на любой бумаге,но нужно опираться не только на моду, советы и т.д. А на свою технику, свою скорость и свои финансы .

Я советовала в Части1 по покупке бумаги в листах и хочу дополнить советом по приобретению скетчбука с разной бумагой. Сейчас есть масса прекрасных мастеров,которые изготавливают подобные блокноты с набором разных бумаг,так можно и попробовать и выбрать то, что понравится. 

Могу сказать, что предпочтения Ваши будут меняться, ведь Вы растете и меняется техника, и это нормально.

 

Да, сейчас я ,порой,предпочту хлопковый moulin du Roy целлюлозному montval и , поверьте, не только из-за состава, а и по цене Montval  стал совсем не бюджетным и за его цену на Jackson art можно купить Moulin и вот тут мы переходим к ещё одному фактору, о котором нельзя не сказать рассматривая " хлопок vs целлюлоза "-это долговечность работ.

 

Долговечность работ

 

На хлопке, а если он и acid free(помним Часть1) наши работы будут храниться дольше. Поэтому для выставочных работ, интересных проектов я часто пользуюсь хлопком. 

 

Но! Для большинства менее ценных работ для МК с фото из сети , учебных я использую самую простую бумагу и не только потому, что на ней не страшно испортить, а потому , что я оттачиваю свои навыки ;)честно скажу, порисовав месяц только на целлюлозе и перейдя на хлопок,подумала, что он очень долго держит воду,я успеваю быстрее))

 

А вообще, к любой бумаге привыкаешь, и переходы часто даются не легко.

Но, лучше в своём арсенале иметь  минимум 2..3 бумаги на которых работаете. Вы спросите почему? Да потому что иногда запасы одной закончатся,ее не будет в магазине, а потом для одних сюжетов выигрышнее одна,для других другая-этот выбор получается сам собой. Все таки,как мне кажется, материалы должны только помогать художнику реализовываться, он  не должен от них зависеть в своём искусстве.

 

Итак, в следующий четверг мы продолжим тему увлажнения бумаги, только перейдём уже к способам,инструментам ,кистям для увлажнения и приёмам

 

Чудесного дня!


  • Сайт
  • Магазин